logo
+7 (812) 222-22-22

круглосуточно

Что такое CMR в грузоперевозках?

11 мин

Что такое CMR в грузоперевозках?

Международные грузовые перевозки нуждаются в тщательной заблаговременной подготовке, чтобы соответствовать универсальным требованиям и ограничениям посещаемых стран. Важное место на этапе планирование занимает оформление комплекса бумаг: CMR – одна из них. Кто и какую информацию должен указывать для получения, расскажем в нашей статье.

Что такое накладная CMR?

Неважно, транспортируют товар между соседними государствами или транзитом через весь континент, используют для подобных целей грузовые самолеты, крупнотоннажные корабли или автомобили, – в любом случае транспортное средство и водителя ожидает таможенный контроль. Чтобы быстро и без затруднений пройти досмотр и проверку, важно своевременно и корректно составить и заполнить документ.

Упрощенный вариант аббревиатуры CMR с французского языка расшифровывается как Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. В русской кальке определение сокращено как КДПГ, сам протокол вступил в силу в 1961 году с некоторыми корректировками впоследствии. Сейчас созданного комплекса правил придерживаются все члены Европейского экономического союза, большинство стран бывшего СНГ (формально подписание было совершено от лица СССР), а также некоторые другие.

Само понятие данного формального подтверждения – это подробная транспортная накладная универсального образца на груз, который перевозят между странами на автомобиле. Одобрение заявки на получение – своеобразный гарант соблюдения условий Конвенции отправителем, получателем и транспортной компанией, если роль посредника берет на себя сторонняя организация. Грамотная же документация делает проще и быстрее процесс досмотра на границе для грузоперевозчика, облегчает инвентаризацию получателя.

Обязательно ли оформление накладной CMR?

Формально ЦМР предоставлять необязательно, однако если одним из пунктов маршрута является страна-участница упомянутой выше Конвенции, то накладная будет подтверждением легальности торговой грузоперевозки и самого содержимого. Государственную границу преодолеть, возможно, и удастся, но позднее доказать законность сделки без данной бумаги будет проблематично.

Предварительное оформление не нужно в случаях почтовых и некоторых других отправлений, когда объекты (личные вещи, тела умерших) перевозят без факта стандартной оплаты услуг и купли-продажи, то есть квартирный или офисный переезд со своей мебелью в кузове и почтовые заказы не нуждаются в ТТН.

Требование к наличию CMR выполняет несколько важных функций.

Во-первых, подтверждает прозрачность договора между иностранными покупателем и продавцом. Данная информация интересна в экономических и статистических целях, для количественного и качественного анализа торгового оборота внутреннего и внешнего, доли импорта и экспорта той или иной категории товаров, конкретных производителей и покупателей.

Во-вторых, позволяет зафиксировать участников сделки и распределить между ними ответственность на разных этапах. Полная информация о багаже необходима для сохранения безопасности в разных областях: экономики, товарооборота в целом, потребительском сообществе и т.д. Помимо этого, делает возможным отслеживание состояния товаров во время длительной логистики: не подменили ли содержимое, не произошла ли утеря или утечка, в каком состоянии находятся коробки, паллеты.

Особенно важно проконтролировать условия перевозки растений, животных, медикаментов: не только с целью создания комфортного автомобильного трафика, но и с целью пресечения контрабанды, нелегальной торговли. На таможне важно оценить также ветеринарную и фитосанитарную обстановку, ведь некоторые эндемичные виды запрещено вывозить, а инвазивные – ввозить, некоторые заболевания и вредители являются карантинными.

Отдельное внимание уделяют опасным веществам, прописывая информацию о таковых на дополнительных бланках, выполняя условия Европейского соглашения относительно этой категории грузов. ADR (российская расшифровка ДОПОГ) устанавливает специальные правила для транспортировки горючих, легковоспламеняющихся, радиоактивных, взрывчатых, токсичных и других потенциально небезопасных веществ и изделий.

Основные пункты транспортной накладной CMR

Разделенный на секции бланк состоит из 29 обязательных тезисов, где зафиксированы следующие данные:

·       Для обратной связи с грузоотправителем, грузополучателем, грузоперевозчиками: название фирмы, актуальный телефон, юр. и фактический адрес, страну происхождения;

·       Место и дата погрузки и разгрузки товара, сроки прибытия и убытия;

·       О грузе: артикулы и коды, количество единиц в одной паллете и самих коробов соответственно, место производства, технические шифры позиций, тип упаковочного материала, чистая масса и вес брутто, трехмерные измерения ящиков;

·       О состоянии товара: отмечают наружные повреждения коробок/ящиков или их отсутствие, соответствие наименований с реальным содержимым;

·       О ТС: регистрационный номер и марка, тип (тягач/полуприцеп);

·       О договоре: условия оплаты и возврата, дополнительные сборы, реквизиты совершенных операций.

Интересный комментарий относится к отдельным графам о перевозчике последующем и о том, который довез груз до таможни. В некоторых странах, где каботаж находится под запретом (например, Российская Федерация на данный момент), нельзя транспортировать груз на автомобиле, зарегистрированным заграницей, поэтому иностранный грузоперевозчик доставляет товар до таможни и на ближайшем складе перегружает его в транспортное средство с отечественной регистрацией.

Отдельного внимания заслуживает и 18 пункт: заполнять его необходимо при обнаружении особенностей груза или его упаковки, не указанных в товарных характеристиках поставщика. Чтобы избежать претензий, работники таможни могут внести комментарий о поврежденных паллетах, сломанных ящиках, порванных картонных коробках, специфическом запахе и проч. Получатель в случае некачественной транспортировки также отражает найденные дефекты в 18 параграфе.

Кто должен заполнять CMR?

Каждый из участников сделки купли-продажи имеет на руках несколько оригиналов, чтобы проставить подтверждение (личная подпись и в некоторых случаях штамп организации) по мере преодоления маршрута. Таким образом, отправитель отвечает за графы о том, что конкретный товар в надлежащем состоянии убыл в определенное время, а получатель – о получении в соответствующем виде.

Грузоперевозчик отмечает данные в путевом листе с данными водителей. Все три блока описывают сроки прибытия и отправки, которые подтверждает или корректирует сотрудник таможенного пункта.

Порядок заполнения транспортной накладной

Любой бланк CMR имеет собственный порядковый номер для внесения в систему информации о рейсе. Надежнее всего довериться логистической компании, которая специализируется на автоперевозках (в том числе международных) и имеет опыт работы с документацией, чтобы не упустить важные детали.

Безусловно, подготовку ЦМР может взять на себя сам поставщик или же прибегнуть к услуге по экспедированию груза – в таком случае сопровождающий ответственен и за анкеты для таможни.

Итак, пустой бланк CMR распечатывают самостоятельно или в типографии, вносят информацию в соответствии с полномочиями и подготавливают копии для других участников сделки, после чего прикладывают к документации водителя. Позже отметки вносят при пересечении гос. границ и получении груза.

Требования к заполнению и правила оформления CMR

Весь комплект содержит чуть более десяти страниц, примером является образец Письма № 04-30/22006 от ФТС РФ. Наиболее распространенная практика предполагает наличие семи копий, хотя формально достаточно лишь четырех идентичных оригиналов:

·       Одна копия остается у отправителя;

·       Три – у перевозчика, одна из них будет вручена получателю по завершении маршрута;

·       Три – у сотрудников пограничных органов.

Таким образом, заполнять документ важно по ходу движения груза. Для начала поставщик заверяет оригиналы, подробно описывает свой товар, упаковку, делает комментарий об особенностях транспортировки (первая половина, а также 21-22). Передача комплекта означает тот факт, что оплата выполнена и отгрузка совершена.

Далее грузоперевозчик дополняет известную на этом этапе информацию (о водителях, транспортном средстве, точном маршруте и т.д. – графы с 16 по 19, 23 и с последние пять) и передает весь пакет, уже за исключением одной копии, водителям. Впоследствии подробные ТТН международного образца станут подтверждением договора о выполненной услуге по доставке.

Достигнув зоны таможенного контроля, работники получают дополнительные отметки о сроках прибытия, состоянии перевозимого багажа, о соответствии заявленных наименований реальному содержимому. Данный маршрутный лист будет интересен компании-грузоперевозчику, чтобы оценить работу водителей и начислить заработную плату.

Уже на территории новой страны на руках у водителя остается товарно-транспортная накладная в трех экземплярах, последние подтверждения делает получатель после приемки (пункт 24).

Также логистической компании, чтобы получить оплату, интересен факт своевременно выполненной международной перевозки: подтверждением является один из комплектов со штампами и подписями обеих сторон и таможенных служб. Оплату производит получатель или отправитель, зачастую после инвентаризации груза в конечной точке.

Данная схема является простой и наиболее универсальной, но количество пакетов бумаг кратно увеличивается, если маршрут требует пересечь несколько границ, если в их пределах есть запрет на каботаж, если предполагается мультимодальная перевозка.

В последнем случае аналогичные ТТН оформляют отдельно для воздушных, железнодорожных и морских рейсов: AWB, RWB и коносамент соответственно.

Страхование CMR: плюсы и минусы

В дополнительных гарантиях заинтересованы все участники договора. Так, получатель сможет рассчитывать на компенсацию, если его товар был доставлен не в полном составе, с повреждениями, с задержками.

Большая ответственность ложится, безусловно, на грузоперевозчика, который за качественную услугу и получает оплату, однако при возникновении проблем не всегда виноватым является именно он. Так, в случае непредвиденных обстоятельств (погодных катастроф, угона транспортного средства, дорожной аварии, длительной инспекции таможенных служб) страховка покрывает неустойку.

Итак, даже при рекомендательном характере страхование CMR имеет много плюсов, главным из которых остается экономическая компенсация для пострадавшей стороны. Также предложение дополнительной услуги по возмещению убытков делает логистическую компанию более надежной и безопасной в глазах партнеров, что является положительным элементом маркетинга.

Из минусов, конечно, дополнительные денежные затраты, которые могут оказаться больше потенциальных рисков и длительный административный процесс при запросе компенсации. В зависимости от стоимости выбранного страхового полиса определяют и минимальный убыток (франшизу), ниже стоимости которого выплат не последует.   

Чем грозит неправильное заполнение CMR?

Любые ошибки в содержании так или иначе ведут к потере времени, а за несоблюдение оговоренных сроков правомочно назначить штраф. Неверное описание груза порождает несоответствия на досмотре или при инвентаризации получателем, некорректные адреса, наименования и контакты осложняют обратную связь и влияют на сам маршрут, а на таможне наверняка заинтересуются, если заявленный груз будет привезен на другом транспортном средстве или иными водителями.

Читайте также: