Во внешней торговле коносамент – это специфический документ установленного образца, который подтверждает право собственности на перевозимые товары. Ценная бумага передается грузоперевозчиком или логистической компанией обладателям грузов после доставки. Раньше документ использовали только в контексте доставки судном. Сегодня коносамент применяется при доставке водными и смешанными видами транспорта (мультимодальные перевозки).
Определение документа, принципы его составления, нюансы использования регулируются третьей главой Кодекса торгового мореплавания. В РФ регулировка коносамента осуществляется различными нормативными актами, в том числе международными конвекциями. Статья 143 Кодекса торгового мореплавания РФ разрешает вместо коносамента оформлять морскую накладную.
Бумага выдается перевозчиком товаров. Реализация прав, которые заключены в коносаменте, допускается только при предъявлении оригинала на физическом носителе. Электронная форма, копии документа не имеют юридической силы. Оригиналы выдаются отправителю, грузоперевозчику и получателю транспортируемых товаров.
Коносамент играет ключевую роль не только в логистике, но и в финансировании, сделках торговли международных масштабов. Документ влияет на формирование условий поставок крупнейших компаний.
Функции коносамента
Коносамент – наиболее важный документ в морских перевозках. Основная его функция заключается в свидетельстве погрузки товара на судно и отправления его к месту назначения. После завершения перевозки коносамент дает владельцу право на выдачу груза от перевозчика. Кроме этого, документ позволяет обладателю товара или перевозимых вещей распоряжаться ими.
Другие функции коносамента:
- Замена расписки о том, что перевозчик принял товар с одновременным описанием визуального состояния перевозимых предметов.
- Гарант доставки товаров в порт (или пункт назначения).
- Подтверждает достоверность включенных в коносамент сведений. Также документ возлагает на отправителя ответственность за убытки, причиненные грузоперевозчику в случае, если необходимые данные оказались неправдивыми.
- Заменяет товарно-транспортную накладную.
- В случае необходимости может заменять ссудный договор на транспортируемые предметы.
- Дает получателю право забрать груз.
- Подтверждает договор оказания услуг перевозки грузов.
Какую информацию указывают в коносаменте
Бумага будет обладать юридической силой в том случае, если соблюдены все нормы и требования заполнения.
В коносаменте обязательно указывается:
- Время и пункт выдачи документа.
- Номер и дата договора о перевозке грузов.
- Наименование судна.
- Количество груза и состояние, в котором он будет транспортироваться.
- Описание условий транспортировки.
- Реквизиты транспортного судна и пункта приема товара - необходимы, поскольку документ исполняет функции договора.
- Сумма фрахта, которая должна быть оплачена получателем груза.
- Дата погрузки и выгрузки, а также адреса мест, где они будут осуществляться.
- Основные условия договора.
- Подтверждение принятия перевозимого товара к перевозке.
Бумага составляется в свободной форме, но некоторые реквизиты являются обязательными к заполнению. Отправитель заполняет следующие атрибуты коносамента в оригиналах:
Строка | Содержание |
Shipper | Данные об отправителе и его местонахождении. |
Port of Discharge | Порт, в котором производится погрузка согласно договору на транспортировку. |
Consignee | Сведения о получателе и его местонахождении. |
Description of Packages And Goods | Информация о характеристиках и описании груза, которые необходимы для его идентификации. Здесь можно указать массу товара, его особенности, состояние. Если товар распределен по отдельным контейнерам, упаковкам, то описываются габариты каждого блока. |
Внесение изменений в коносамент
Внесение изменений в коносамент стоит производить только в случае крайней необходимости и с согласия грузоотправителя. Этот процесс не сиюминутный, к тому же приводит к дополнительным финансовым издержкам. Чаще всего внесение поправок требуется при наличии в документе технических ошибок - таких, как неверно указанные габариты перевозимых предметов.
Кроме того, исправления необходимы при неправильно прописанных габаритах, массе товаров. Также придется исправить неточности, если не указаны качественные свойства груза, например, опасный, хрупкий, ценный и т.д. Нужно будет вносить поправки и в том случае, если в документе нет уточнения, что в одном контейнере по единому контракту транспортируется несколько товаров.
Внесение поправок в документ допускается только при получении подтверждения от отправителя товара. Скорость исправления информации зависит от характера допущенной ошибки. Так, если неверно указаны размеры груза, придется вносить поправки в транспортную декларацию, что займет немало времени.
Для внесения изменений предусмотрено два варианта. Первый способ включает следующие действия:
- Получатель запрашивает у поставщика верные данные.
- Поставщик создает обращение в порт, в котором будет производиться отгрузка, а после предоставляет представителю грузоперевозчика достоверную информацию.
- Агент вносит в бумагу правки.
Второй вариант подразумевает следующий алгоритм:
- Грузоперевозчик получает верные данные от отправителя.
- Перевозчик товаров самостоятельно вносит изменения в документ.
- Оригинал, выданный получателю груза, сдается перевозчику.
Если неточности были обнаружены после прибытии судна с грузом в порт, потребуется внести поправки в океанский коносамент. Ошибки в этом документе возможно исправить только после получения ответа на запрос в письменной форме.
Правила работы с документом
Существуют общие правила работы с коносаментом:
- форма документа – печатная;
- бумага распечатывается на фирменном бланке грузоперевозчика;
- в документе отражаются все сведения о грузе, его владельце, перевозчике и получателе товара.
При заполнении коносамента следует обращать внимание на следующие особенности:
- отправитель может одновременно являться обладателем товара, его производителем или поставщиком;
- права на груз могут быть не только у владельца, но и у банка или посредника;
- уведомленным лицом (тот, кому должны сообщить о прибытии груза в пункт назначения) может быть назначен грузополучатель, экспедитор или представитель таможни.
При работе с коносаментом соблюдается следующая последовательность:
- отправитель регистрирует погрузочный ордер;
- товар загружают и заполняют штурманскую расписку;
- когда транспорт покидает порт, расписка заменяется коносаментом;
- по прибытию в порт назначения перевозчик предъявляет документ и его принимают в порту.
Виды коносаментов
Коносамент классифицируется по различным параметрам.
В зависимости от права передачи права собственности:
- Именной. Такой документ включает данные определенного лица, что не допускает передачу груза другому получателю. Относится к ценным бумагам.
- Ордерный. Содержит отметку грузоотправителя или получателя о предоставлении права приема товара третьему лицу. Документ относится к ценным бумагам и дает возможность его держателям распоряжаться грузом во время транспортировки до прибытия в пункт назначения. Также ордерный коносамент может применяться в качестве залога в кредитных организациях как неэмиссионная ценная бумага.
- Документ на предъявителя без указания получателя. Эта бумага позволяет получить груз любому лицу, которое ее предоставит.
По типу способа доставки:
- Линейный. Если грузы отправляют регулярными рейсами, для их транспортировки оформляют документ с четким расписанием маршрута. В коносаменте отмечают остановки в портах на определенных причалах.
- Чартерный (фрахтовый). Данные виды документа выдают в подтверждении приемки груза, который перевозится фрахтованием, то есть по найму судна на какое-то время или для совершения отдельного или нескольких рейсов. Такие бумаги подходят для оформления нерегулярных грузоперевозок.
- Прямой. Заключают при перевозке груза только одним видом морского или речного транспорта.
- Сквозной. Такую бумагу необходимо оформить при транспортировке товаров несколькими видами транспорта.
- Фидерный. Используется при внутренней доставке грузов на небольших суднах.
- Контейнерный. Необходим для транспортировки вещей и различных предметов в контейнерах.
В зависимости от лица, на которого оформлен документ:
- Оборотный. Дает право собственнику распоряжаться грузом при транспортировке. Сюда относятся ордерные и предъявительские типы коносамента.
- Необоротный. Право на груз принадлежит только одному лицу. К этому типу относится именной коносамент.
По месту отгрузки:
- Домашний – для отправителя груза.
- Коносамент для погрузки – применяется при получении логистической компанией для доставки груза до судна.
- Бортовой – используется при размещении товара на борту.
В зависимости от присутствия пометок:
- Чистый – без записей о дефектах перевозимых вещей, повреждениях упаковки и без отметок о расхождении в количестве и габаритах груза.
- С оговорками – с одержит пометки о повреждениях или о расхождении в сведениях.
Специфические особенности
В коносаменте должны быть прописаны действия всех сторон в случае возникновения форс-мажорных ситуаций (аварии, стихийные бедствия). Если непредвиденные обстоятельства могут повлиять на качество груза или сроки его перевозки, то для перевозчика оговоренные условия могут стать своего рода страховкой и снизить его ответственность.
К заполнению коносамента стоит отнестись предельно внимательно. Ошибки и неточности в документе могут привести к задержке судна во время таможенного контроля или при разгрузке. Помимо срывов сроков поставки неверное заполнение оборачивается для сторон немалыми штрафами.