logo
+7 (812) 222-22-22

круглосуточно

Коносамент: определение и особенности

9 мин

Коносамент: определение и особенности

Во внешней торговле коносамент – это специфический документ установленного образца, который подтверждает право собственности на перевозимые товары. Ценная бумага передается грузоперевозчиком или логистической компанией обладателям грузов после доставки. Раньше документ использовали только в контексте доставки судном. Сегодня коносамент применяется при доставке водными и смешанными видами транспорта (мультимодальные перевозки).

Определение документа, принципы его составления, нюансы использования регулируются третьей главой Кодекса торгового мореплавания. В РФ регулировка коносамента осуществляется различными нормативными актами, в том числе международными конвекциями. Статья 143 Кодекса торгового мореплавания РФ разрешает вместо коносамента оформлять морскую накладную.

Бумага выдается перевозчиком товаров. Реализация прав, которые заключены в коносаменте, допускается только при предъявлении оригинала на физическом носителе. Электронная форма, копии документа не имеют юридической силы. Оригиналы выдаются отправителю, грузоперевозчику и получателю транспортируемых товаров.

Коносамент играет ключевую роль не только в логистике, но и в финансировании, сделках торговли международных масштабов. Документ влияет на формирование условий поставок крупнейших компаний.

Функции коносамента

Коносамент – наиболее важный документ в морских перевозках. Основная его функция заключается в свидетельстве погрузки товара на судно и отправления его к месту назначения. После завершения перевозки коносамент дает владельцу право на выдачу груза от перевозчика. Кроме этого, документ позволяет обладателю товара или перевозимых вещей распоряжаться ими.

Другие функции коносамента:

  • Замена расписки о том, что перевозчик принял товар с одновременным описанием визуального состояния перевозимых предметов.
  • Гарант доставки товаров в порт (или пункт назначения).
  • Подтверждает достоверность включенных в коносамент сведений. Также документ возлагает на отправителя ответственность за убытки, причиненные грузоперевозчику в случае, если необходимые данные оказались неправдивыми.
  • Заменяет товарно-транспортную накладную.
  • В случае необходимости может заменять ссудный договор на транспортируемые предметы.
  • Дает получателю право забрать груз.
  • Подтверждает договор оказания услуг перевозки грузов.

Какую информацию указывают в коносаменте

Бумага будет обладать юридической силой в том случае, если соблюдены все нормы и требования заполнения.

В коносаменте обязательно указывается:

  • Время и пункт выдачи документа.
  • Номер и дата договора о перевозке грузов.
  • Наименование судна.
  • Количество груза и состояние, в котором он будет транспортироваться.
  • Описание условий транспортировки.
  • Реквизиты транспортного судна и пункта приема товара - необходимы, поскольку документ исполняет функции договора.
  • Сумма фрахта, которая должна быть оплачена получателем груза.
  • Дата погрузки и выгрузки, а также адреса мест, где они будут осуществляться.
  • Основные условия договора.
  • Подтверждение принятия перевозимого товара к перевозке.

Бумага составляется в свободной форме, но некоторые реквизиты являются обязательными к заполнению. Отправитель заполняет следующие атрибуты коносамента в оригиналах:

Строка
Содержание
Shipper
Данные об отправителе и его местонахождении.
Port of Discharge
Порт, в котором производится погрузка согласно договору на транспортировку.
Consignee
Сведения о получателе и его местонахождении.
Description of Packages And Goods
Информация о характеристиках и описании груза, которые необходимы для его идентификации. Здесь можно указать массу товара, его особенности, состояние. Если товар распределен по отдельным контейнерам, упаковкам, то описываются габариты каждого блока.

Внесение изменений в коносамент

Внесение изменений в коносамент стоит производить только в случае крайней необходимости и с согласия грузоотправителя. Этот процесс не сиюминутный, к тому же приводит к дополнительным финансовым издержкам. Чаще всего внесение поправок требуется при наличии в документе технических ошибок - таких, как неверно указанные габариты перевозимых предметов.

Кроме того, исправления необходимы при неправильно прописанных габаритах, массе товаров. Также придется исправить неточности, если не указаны качественные свойства груза, например, опасный, хрупкий, ценный и т.д. Нужно будет вносить поправки и в том случае, если в документе нет уточнения, что в одном контейнере по единому контракту транспортируется несколько товаров.

Внесение поправок в документ допускается только при получении подтверждения от отправителя товара. Скорость исправления информации зависит от характера допущенной ошибки. Так, если неверно указаны размеры груза, придется вносить поправки в транспортную декларацию, что займет немало времени.

Для внесения изменений предусмотрено два варианта. Первый способ включает следующие действия:

  • Получатель запрашивает у поставщика верные данные.
  • Поставщик создает обращение в порт, в котором будет производиться отгрузка, а после предоставляет представителю грузоперевозчика достоверную информацию.
  • Агент вносит в бумагу правки.

Второй вариант подразумевает следующий алгоритм:

  • Грузоперевозчик получает верные данные от отправителя.
  • Перевозчик товаров самостоятельно вносит изменения в документ.
  • Оригинал, выданный получателю груза, сдается перевозчику.

Если неточности были обнаружены после прибытии судна с грузом в порт, потребуется внести поправки в океанский коносамент. Ошибки в этом документе возможно исправить только после получения ответа на запрос в письменной форме.

Правила работы с документом

Существуют общие правила работы с коносаментом:

  • форма документа – печатная;
  • бумага распечатывается на фирменном бланке грузоперевозчика;
  • в документе отражаются все сведения о грузе, его владельце, перевозчике и получателе товара.

При заполнении коносамента следует обращать внимание на следующие особенности:

  • отправитель может одновременно являться обладателем товара, его производителем или поставщиком;
  • права на груз могут быть не только у владельца, но и у банка или посредника;
  • уведомленным лицом (тот, кому должны сообщить о прибытии груза в пункт назначения) может быть назначен грузополучатель, экспедитор или представитель таможни.

При работе с коносаментом соблюдается следующая последовательность:

  • отправитель регистрирует погрузочный ордер;
  • товар загружают и заполняют штурманскую расписку;
  • когда транспорт покидает порт, расписка заменяется коносаментом;
  • по прибытию в порт назначения перевозчик предъявляет документ и его принимают в порту.

Виды коносаментов

Коносамент классифицируется по различным параметрам.

 В зависимости от права передачи права собственности:

  • Именной. Такой документ включает данные определенного лица, что не допускает передачу груза другому получателю. Относится к ценным бумагам. 
  • Ордерный. Содержит отметку грузоотправителя или получателя о предоставлении права приема товара третьему лицу. Документ относится к ценным бумагам и дает возможность его держателям распоряжаться грузом во время транспортировки до прибытия в пункт назначения. Также ордерный коносамент может применяться в качестве залога в кредитных организациях как неэмиссионная ценная бумага. 

  • Документ на предъявителя без указания получателя. Эта бумага позволяет получить груз любому лицу, которое ее предоставит. 

По типу способа доставки:

  • Линейный. Если грузы отправляют регулярными рейсами, для их транспортировки оформляют документ с четким расписанием маршрута. В коносаменте отмечают остановки в портах на определенных причалах.
  • Чартерный (фрахтовый). Данные виды документа выдают в подтверждении приемки груза, который перевозится фрахтованием, то есть по найму судна на какое-то время или для совершения отдельного или нескольких рейсов. Такие бумаги подходят для оформления нерегулярных грузоперевозок.
  • Прямой. Заключают при перевозке груза только одним видом морского или речного транспорта.
  • Сквозной. Такую бумагу необходимо оформить при транспортировке товаров несколькими видами транспорта.
  • Фидерный. Используется при внутренней доставке грузов на небольших суднах.
  • Контейнерный. Необходим для транспортировки вещей и различных предметов в контейнерах.

В зависимости от лица, на которого оформлен документ:

  • Оборотный. Дает право собственнику распоряжаться грузом при транспортировке. Сюда относятся ордерные и предъявительские типы коносамента.
  • Необоротный. Право на груз принадлежит только одному лицу. К этому типу относится именной коносамент.

По месту отгрузки:

  • Домашний – для отправителя груза.
  • Коносамент для погрузки – применяется при получении логистической компанией для доставки груза до судна.
  • Бортовой – используется при размещении товара на борту.

В зависимости от присутствия пометок:

  • Чистый – без записей о дефектах перевозимых вещей, повреждениях упаковки и без отметок о расхождении в количестве и габаритах груза.
  • С оговорками – с одержит пометки о повреждениях или о расхождении в сведениях.

Специфические особенности

В коносаменте должны быть прописаны действия всех сторон в случае возникновения форс-мажорных ситуаций (аварии, стихийные бедствия). Если непредвиденные обстоятельства могут повлиять на качество груза или сроки его перевозки, то для перевозчика оговоренные условия могут стать своего рода страховкой и снизить его ответственность.

К заполнению коносамента стоит отнестись предельно внимательно. Ошибки и неточности в документе могут привести к задержке судна во время таможенного контроля или при разгрузке. Помимо срывов сроков поставки неверное заполнение оборачивается для сторон немалыми штрафами.

Читайте также: